1-е мая. Никак не день трудящихся.
1-е мая – День святых Филиппа и Якова (Якуба).
Свято
Чому цих двох Апостолів
споминають разом, хоча Филип проповідував (за переказами) у Скифії, тобто на
Доні й Дніпрі, й загинув 80 року в Ієраполісі (Фригія, Мала Азія), а Яків
Молодший був шанованою людиною в Єрусалимі і загинув там 62 року? Причина
проста: у Римі звели базиліку на їхню честь; до спомину св.Якова – головного покровителя – долучили ім’я
співпокровителя, і так це увійшло в календар. Крім цього простого факту, їх
вочевидь об’єднує те, що обоє належали
до грона Дванадцятьох. Ну а ще, певною мірою, їх єднає те, що кожному з них
приписувано апокрифічні Євангелія: Якову – рукопис ІІ ст.н.е., Филипу – IV
ст.н.е.
Їхні долі були різні. Филип походив
із Витсаїди, був покликаний третім з черги, після Андрія і Петра. Про нього
Новий Завіт розповідає небагато, а усна традиція плутає його з дияконом
Филипом, який мав дочок. Яків (званий Молодшим, бо долучився до Дванадцятьох
пізніше за Якова Старшого, сина Зеведея) був двоюрідним братом Господа Ісуса,
шанованою в юдейських колах людиною, до його голосу дослухалися апостоли на
своєму першому соборі, описаному в Діяннях.
Людей, про життя яких збереглося небагато відомостей, важко
запам’ятовувати, їхні постаті невиразні у млі історії. Можна звернути увагу на
такі подробиці.
Апостол Филип може стати для нас провідником у тому, як належить діяти
євангелізаторам. Ісус його знайшов і сказав: іди за Мною; своєю чергою, Филип
знайшов Натанаїла. Таким має бути «алгоритм» життя християнина: Бог знайшов
тебе, а ти знайди наступного, кого треба покликати. На запитання ж Натанаїла
«що доброго може бути з Назарета?» – Филип каже: «Іди і подивись» (Йн 1,46).
Так треба діяти, не обмежуючись словесними описаннями.
Апостола Якова Молодшого середньовічна «Золота легенда» називає покровителем тих, хто прощає ворогів перед
смертю. За переказами, після того, як його скинули з крила Храму і каменували,
він ще прожив трошки, вимовивши прощення вбивцям. А постраждав він через свій
авторитет: чимало юдеїв шанували його, хоч він і проповідував Христа, і
«старшим народу» це не подобалося, як і у випадку з Ісусом. Скориставшись
смертю губернатора Юдеї Поргія Феста, після якої новопризначений правитель
Альбін ще не прибув до Єрусалима, первосвященик Аннас (Ананос) скликав
Синедріон, на якому Апостола Якова швидко засудили до каменування за порушення
Закону.
Саме це є найдивнішим в історії зі св.Яковом, оскільки ніхто інший як він ревно
захищав юдейські практики у гроні перших християн, мав із цього приводу тертя
зі св.Павлом, вважав, що охрещені з юдеїв мають продовжувати виконання Закону,
дотримуватися обрізання тощо. Традиції «Церкви Якова» присвячено чимало
сучасних досліджень, які мають на меті наблизити католицькі традиції до
юдейських, «відкрити забуте багатство» тощо. Однак навряд чи можна сказати, що
Бог бажає повернення католиків до юдейських приписів, якщо весь Закон уже
сповнився в Христі Ісусі.
В іконографії св.Филипа зображають із хрестом і пасторалом, його
супроводжує ангел. Якова представляють у туніці й плащі, з книгою і мечем,
інколи – з дубцем як знаряддям своєї смерті (за легендою, після каменування
його добили палицею).
- романского костела св. Филиппа и Якуба. Иконографически речь
идет о главных представителях апостолов (В народном изложении речь идет о
выдающихся чудотворцах, чему соответствует их праздник в канун майской ночи.
Однако, согласно Золотой легенде
(Legenda Aurea), мы должны брать в расчет и боевой аспект, подобно как у св.
Михаила. Филипп также победил дракона, а Якуб — защитник от мавров.
…………………..................................
Вальпу́ргиева ночь — Ночь ведьм— Ведьмин костёр — ночь с 30 апреля на 1 мая.
«Ночью
ведьм» называется эта ночь и в Чехии. Это время, полное магии, предшествует празднику
святых Филиппа и Якова (Filipojakubská noc).
Считается, что в ночь с 30 апреля на 1 мая стирается грань между мирами,
нечистая сила проникает в наш мир, собираясь на шумный шабаш на Лысой
горе. Чтобы защитить себя от ведьминых чар, козней нечисти, при
себе надо иметь освященный мелок или цветок папоротника.
Раньше на
холмах разводили костры, чтобы с помощью огня отпугнуть ведьм.
Во многих странах Западной
Европы в эту ночь отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским традициям.
В кельтских странах примерно в это же время отмечался Белтейн, а в некоторых германских землях, у англичан,
чехов, словаков и литовцев на первое мая принято водить хоровод вокругМайского древа.
Название происходит от дня
св. Вальпурги (Вальбурги), сестры св. Виллибальда, канонизованной в 778 году, которую принято поминать 1 мая
Считалось, что травы в эту ночь
обретают чудесную силу (сродне Иван
Купала.
Русскому поверью о полёте
ведьм на лысую
гору в конце апреля соответствует
немецкое, согласно которому, в эту ночь бывают сборища ведьм, оборотней и душ
усопших.
1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками, то старые женщины и вообще все те, кто не мог
сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение, продолжали собираться в недоступных
местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая
местность), а может быть, и
преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от
лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о
ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах.
…………….......................
Ереме́й-запряга́льник — народный праздник восточных и южных славян, приуроченный к дню
памяти пророка Иеремии. Отмечается 1 мая.
Пролетье, Ярёмник, Еремей,
Запашник, Засеватель, Посевы, Гулёный
день, Проводы весны, Встреча пролетия, «Макарэй» (белорус.), Змеиный день
(болг.), «Змиjски светац»
(серб.) — Праздник змея, «Женско весеље» (серб.), «Првомајски уранак» (серб.) — Первомайское утро, день свв. Филиппа и Якуба (пол.).
1 Мая традиционно считался праздничным днем в сельской среде дореволюционной России
как «праздник весны, начала лета». Говорили, что в этот день ходит Ярило ночною порой в белом.
В древней Руси в первый день пролетья отмечался
«гулёный день», воспринявший древний культ цветов и зелени.
«гулёный день» отмечался на угорах (надпойменных терассах).
Приносили самовары, угощались пирогами — шаньгами, кулебяками с треской, палтусом, со свежей речной
рыбой. Молодёжь пела, танцевала под гармони, под балалайки. Ближе к ночи палили костры.
………………...........................
Римляне отождествляли Майю
с италийской богиней Майей (Майестой), покровительницей плодоносной земли. Ей приносились 1 мая жертвы; от её имени — название месяца
мая в римском календаре. В эллинистическо-римскую эпоху считалась супругой Вулкана и матерью Меркурия, отождествлялась с римскими Бона деа, и Фауной.
Фауна - 1 мая — день
пробуждения богини, который праздновался в её храме среди цветов и праздничного
веселья.
………………...................
Этому празднику
придавалось особое религиозное значение. Он был посвящён богу солнца и
плодородия Беленусу, которому приносили символические жертвы друиды, кельтские жрецы.
Праздник отмечался
разжиганием костров на возвышенных местах. Участники праздника проходили между
кострами или прыгали через них для ритуального очищения. Также между костров
проводили скот для его очищения от зимних хворей и защиты в новом сезоне.
Коментарі
Дописати коментар